Антропотехника
совокупность прикладных технических знаний для работы с человеком. Идея А. возникает в 20 в. как философский ответ на вызов тоталитарных идеологий, продемонстрировавших столь же эффективные, сколь и антигуманные технологии процесса воспитания "нового человека" . Первые попытки формулировок технического отношения к человеку возникали в рамках объяснительных, дескриптивных философских теорий - например философская антропология М.Шелера . В рамках философско-социологического отношения к А. характерно формальное употребление категорий "человек" и "человеческое", направленное на формулировку принципов мышления об этом и решение проблемы принципиальной подверженности человека искусственным воздействиям и их ограничениям. Одним из ведущих мотивов для этих философских размышлений выступает расширение человеческих возможностей и границ. После Первой мировой войны А. эмансипируется от философии и начинает складываться как синтез воспитательных, психотерапевтических, а иногда и эзотерических практик. В А. входят методы работы с сознанием, психическими процессами, телесностью из христианства с его практиками медитации и аскезы, а также из восточных религий и культов. Разрабатываются и изобретаются различные формы тренингов: от аутотренинга начала века до заимствования методов и элементов у-шу, йоги и т.д. По мере накопления знаний, методического оснащения и опыта происходит институционализация отдельных антропотехнических подходов. Иногда они институционализируются в традиционной деятельности, например в педагогике (вальдорфская педагогика) , в психотерапии, иногда за пределами традиционной деятельности (в эзотерических, харизматических сектах, молодежных сообществах, маргинальных группах, авангардистских течениях искусства). В своих крайних формах антропотехнические практики могут приходить в столкновение с законом и требуют правового регулирования. Речь идет не только о концептуальном обосновании употребления наркотиков в маргинальных группах (С. Гроф, Кастанеда), но и явлениях Кашпировского, Чумака, Джуны и др. на экранах массовых телевизионных программ. В последние годы 20 в. А. начинает рассматриваться как философско-концептуальная рефлексия многочисленных форм воздействия на сознание, психическую организацию и телесность человека, по большей части не контролируемых в самих этих практиках. С появлением А. существенно расширяются представления о человеке: человеческий феномен перестает рассматриваться как натуральный, природный, биологический и все больше выступает как принципиальная возможность, потенциальность. Человек снова начинает рассматриваться в категориях "замысла", "проекта" , "цели", "образа и подобия".
См. также другие слова:
- Абдукция (ретродукция)
- Абреакция
- Абсолют
- Абсолют Культурный
- Абсолютная истина
- Абсолютная свобода
- Авангард
- Авангардизм
- Автаркия
- Автоассоциативная память
- Автономизация
- Авторитет
- Автохтоны
- Адаптивность
- Адвокатирование
- Адгезия Культурная
- Аддитивность
- Аддитивный Индекс
- Адекватность
- Адекватный
- Аккомодация
- Аккультурация
- Аккумуляция
- Акосмизм
- Акселерация
- Аксиология
- Активизм
- Активная ложь
- Активное слушание
- Активность личности
- Актуализация
- Акцентуация характера
- Альтруизм
- Альтруист
- Амальгамация
- Амальгамизация
- Амбивалентность
- Амнезия
- Аморализм
- Анализ документов
- Аналитическая истина
- Аналитическое мышление
- Анимализм
- Анимизм
- Анкетер
- Анкетирование
- Анкетирование прессовое
- Анкетный опрос
- Анкеты метод
- Антикапитализм
- Антропософия
- Антропосоциогенез
- Антропоцентризм
- Апейрон
- Апофатизм
- Арт-терапия
- Архетипы
- Аскетизм
- Ассимиляция
- Ассоциативная память
- Ассоциация
- Астеник
- АТ
- Аутизм
- Аутистическое мышление
- Аутогенная тренировка
- Аутотренинг
- Аффект
- Аффективная ригидность